Специалисты утверждают, что на восполнение разрушенных коррозией металлов работает каждая шестая доменная печь в СССР и каждая третья в США. Следовательно, в нашей стране на эти цели расходуется 15 процентов производимой стали, а в Америке — до 40!

Кто виноват в этих потерях? С некоторыми из виновников мы уже успели познакомиться. Обвинение в соучастии в разрушении металлов можно выдвинуть и против. трамвая. Не лучше его ведут себя электропоезда, фуникулеры и другие средства передвижения.

Связанную с этим транспортом опасность почувствовали, когда вместо чугунных труб водопроводов в землю начали укладывать стальные, а вместо надземных телеграфных проводов — подземные кабели с металлическими оболочками.

Постоянный ток, питающий моторы трамваев, совсем не постоянен в выборе своего пути. Он должен идти по кабелям от выпрямителей, стоящих на тяговой подстанции, в контактную сеть трамвая — в провода, из проводов через металлическую дугу трамвая — в моторы, из них — в рельсы, по рельсам и отсасывающим кабелям — снова на тяговую под-

Станцию. Рельсы и провода контактной сети оказы - вают сопротивление электрическому току. Но если в воздухе току деваться некуда и он вынужден двигаться только по проводам, то из рельсов он легко перетекает в землю. Тут уж у него большой выбор: рядом с рельсами в земле целая паутина из труб и кабелей. Токи выбирают подземные коммуникации с наихудшей изоляцией и текут по ним к своей тяговой подстанции. У подстанции выходят из труб и кабелей и как ни в чем не бывало возвращаются к своему источнику. Но именно в этих местах токи, как преступники, оставляют следы на металле: шрамы, язвы, отверстия. Места, где токи выходят из коммуникаций, называют анодными зонами, места, где входят в них,— катодными. В анодных зонах 1 ампер тока в год разрушает около 9 килограммов железа, более 34 килограммов свинца. В городе с миллионным населением общие нагрузки на тяговых подстанциях составляют около 4 тысяч ампер. Даже если по земле (то есть по трубам и кабелям) течет лишь десятая часть этих токов, сколько городских: коммуникаций подвергается опасности.

Что же сделать, чтобы избежать всего этого? Конечно, проще всего изолировать рельсы от земли. Идут и по другому пути: укладывают рельсы большего поперечного сечения, а значит, меньшего электрического сопротивления, сваривая стыки прочной термитной сваркой. От тяговых подстанций к удаленным концам рельс прокладывают дополнительные кабели. Где эти меры дадут наилучшие результаты?

  • Читать все новости