Теория коррозии металлов

Теория коррозии металлов окончательно сформировалась уже в наше время. Конечно, революционные взрывы не исключены и здесь. Как бы там ни было, в простейшем виде коррозионный процесс сегодня выглядит так: при соприкосновении с электролитом на поверхности металла возникают коррозионные элементы. По своей природе они сродни элементам Гальвани. Причина их возникновения — в различных внутренних и внешних факторов. Если, например, в море опустить вертикально вниз стальную трубу так, чтобы один ее конец уткнулся в грунт, а другой выглядывал из воды, то на ней можно было бы отметить границы потенциальных зон: в грунте, в местах подводных течений, в поверхностном слое воды, богатой кислородом, и так далее. Предположим теперь, что мы подключили электрический прибор к границам соседних зон на нашей воображаемой трубе. Мы заметили бы некоторую разность потенциалов. Кстати, подключив тот же прибор к ее противоположным концам, мы, возможно, не обнаружили бы электрический ток. Не будем, однако, спешить с выводами — вероятно, токи гальванических элементов разйой полярности компенсируют друг друга.

Коррозионный элемент можно представить в виде двух участков металла с различными потенциалами, соединенных между собой массой металла как проводником и погруженных в общий электролит. Образуется электрическая цепь, в которой течет ток от участка с большим потенциалом к электролиту, а затем от электролита — к участку с меньшим потенциалом. На анодных участках металл разрушается из-за перехода его ионов в электролит. В это время на катоде накапливаются избыточные электроны. Они попадают в ловушку какого-нибудь нейтрализатора — водорода или кислорода. Вот почему именно с отсутствием кислорода связывают свои надежды те, кто в глубинах Карибского моря продолжает искать остатки каравеллы Колумба. Ведь если будет заторможен катодный процесс, то и в анодных зонах должны значительно уменьшиться разрушения. Анодный и катодный процессы протекают параллельно, их разделяет только пространство. Схема этого процесса показана на 1.

Этот абзац может показаться скучным, но его нельзя было опустить: он разъясняет суть коррозии — явления такого же «первобытного», как огонь, дождь, испарение.

Коррозия металла в трещинах и зазорах, контактная коррозия двух разных металлов, коррозия металла под одновременным воздействием электролита и механического напряжения, коррозия при трении и многие другие ее разновидности имеют, конечно, свои особенности.

  • Читать все новости