Специалистов интересовало, сколько ионов хлора и железа содержится в каждом литре подземной воды, какая это вода — щелочная или кислая. Грунт проверяли и на содержание азотистых и органических соединений — трасса проходила и по пахотным землям, обильно сдобренным различными удобрениями. Когда сопоставили результаты всех анализов, пришли к выводу, что в глинистых грунтах быстрее разрушалась стальная оболочка, в песчаных — алюминиевая.

Но дело не только в почвенных условиях каждого участка. Оболочка кабеля, как электрический проводник, соединяет части кабеля, находящиеся в разных грунтах. Образуются довольно значительные по напряжению гальванические элементы — макропары, то есть пары больших элементов. Опасность коррозии в этом случае значительно больше, потому что ток макропар может достигать десятых долей ампера. Измерив этот ток, можно было бы определить и общую скорость коррозии: по закону Фарадея растворение металла прямо пропорционально току. Но измерить ток в кабеле оказалось не просто. Есть несколько известных методов. Можно определить разность потенциалов между двумя точками на оболочке кабеля и электрическое сопротивление оболочки между этими точками, а потом первое разделить на второе. А для этого нужно найти способ присоединить провод от измерительного прибора к алюминиевой оболочке, находящейся под защитой стальной брони. Сделать это, не нарушая целостности брони, можно только в НУПах. А теперь вспомните, на каком расстоянии друг от друга находятся НУПы и представьте, сколько потребуется проводов для одного такого замера. А что, если величину тока, проходящего по оболочкам, рассчитать по напряжению магнитного поля этого тока на поверхности земли?

Многолетний опыт советских специалистов магнитной разведки геологических тел и современные точные приборы помогли инженерам-коррозионистам измерить с необходимой точностью небольшое по напряжению магнитное поле над кабелем и определить ток. Оказалось, что таким способом можно, не раскапывая кабель или трубу, точно указать, где на них изоляция лучше, а где хуже.

В ходе электрических измерений на кабеле диспетчерской связи «ЛЭП 750» заметили, что стрелки измерительных приборов колебались так, как будто на них с разных сторон дул ветер. Такое бывает, когда вблизи находятся источники блуждающих токов — электрифицированная железная дорога или трамвай. Но поблизости ничего не было.

  • Читать все новости