Как известно, кальций стоит в самом начале ряда напряжений, поэтому в паре с железом он способен создать самый большой защитный ток. Тем не менее из-за особых физических свойств этого металла его трудно было заставить «жертвовать» собой ради других «собратьев». Советским ученым удалось «укротить» кальций.

Фантазия инженеров, занимающихся электрохимической защитой от коррозии, находит свое выражение в большом разнообразии форм и размеров протекторов. Для городских подземных кабелей и трубопроводов наши заводы выпускают протекторы в виде цилиндров весом от 5 до 20 килограммов. Специальным проводом их можно присоединять к оболочке кабеля или к стальной трубе. Днища и борта плавучих средств защищают протекторы в виде дисков, полос или пластин.

Но поначалу не все ладилось и с этим, таким простым, на первый взгляд, средством защиты. Казалось бы, что тут сложного: присоедини проводники от протектора к защищаемой конструкции — и дело с концом. Ан нет! Работа протектора, как мы успели разобраться, заключается в создании защитного тока. Оказалось, что через некоторое время «жертва» наотрез отказывалась работать — амперметр показывал «нуль». Причину обнаружили после раскопки: продукты растворения протектора образовали вокруг него плотную корку высокого электрического сопротивления, для которой мощность пары «протектор— металл» оказалась недостаточной. Заводы начали выпускать протекторы в мешках со специальным наполнителем, превращающим нерастворимые окислы металлов в растворимые, которые затем уносила грунтовая вода.

Однако и после этого продолжали поступать сообщения о разрушении оболочек кабелей продуктами распада протекторов. Причина — накопление нерастворимых продуктов возле оболочек подземных коммуникаций. Поэтому протекторы сейчас устанавливают не очень близко от кабеля — обычно на расстоянии от 2 до 5 метров.

Знаете, как защищают от коррозии корабли? В открытом море главная роль отводится протекторной защите. Когда корабли приходят в свой порт, изношенные протекторы заменяют новыми, проверяют надежность их соединения с плавучими средствами. В это время обшивку судов предохраняют от коррозии более сильным средством — катодной защитой. Источником энергии в этом случае служит выпрямитель электрического тока. В качестве «жертвы» (а она здесь тоже необходима) инженеры выбирают самые неактивные металлы или их сплавы.

  • Читать все новости