И все же, как ни уменьшай блуждающие токи, окончательно избавиться от них невозможно. Так же как капля долбит камень не силой, а частым падением, так и блуждающие токи медленно разрушают подземные коммуникации.

«А если эти токи использовать для защиты коммуникаций?»— задумались инженеры. Один из первых патентов на защиту подземных коммуникаций от блуждающих токов с помощью самих блуждающих токов получил Уоткинс в 1895 году. Патент назывался «Предотвращение электролиза городских трубопроводов». Этот способ защиты, называемый электрическим дренажем, широко применяется во всех странах. Он считается самым простым, дешевым, эффективным, как принято сейчас говорить, методом защиты от блуждающих токов. Суть его в том, что подземные коммуникации соединяют каким- либо металлическим проводником (чаще всего кабелем) с рельсовыми путями. Точку присоединения к рельсу выбирают поблизости от тяговой подстанции: в этих местах все токи имеют одно направление — в рельс. Блуждающие токи, попавшие в трубу или оболочку электрического кабеля, по металлическому проводнику беспрепятственно возвращаются к своему источнику — тяговой подстанции, не вызывая разрушений. Более того, «организованные» блуждающие токи создают катодные зоны потенциалов, в которых не только сами токи, но и агрессивные почвенные воды бессильны чем-либо повредить металлу.

«Лучшее — враг хорошего». Пословица как раз подходит к результатам реализации этого способа защиты. Оказалось, что подошва рельса начала разрушаться куда сильнее, чем прежде. Причину установили быстро. Раньше обратные токи возвращались к своему источнику в основном по рельсовым путям. Как только появился параллельный стальной колее путь для обратных токов, они с охотой им воспользовались. Это означало, что с подошвы рельсов в грунт попадало столько тока, что «электролиз» рельсов протекал теперь такими же темпами, как и «электролиз» трубопроводов. Рельсы приходилось чаще менять — поврежденная подошва уже не выдерживала нагрузки. Возникала угроза безопасности движения. Нашли выход и из этого положения: если электрическое сопротивление перемычки между подземными коммуникациями и рельсами не будет слишком мало, «лишние» токи не потекут с рельсов в грунт, опасные места на коммуникациях — анодные зоны — будут ликвидированы. Чтобы токи по перемычке двигались всегда из трубы в рельсы, а не наоборот, в рассечку соединительного проводника нужно вставить один или несколько полупроводниковых приборов — диодов или вентилей.

  • Читать все новости