Я расскажу об эксперименте, в котором принимал участие. Он поможет найти ответы на эти вопросы. В то время Киевский метрополитен заканчивался на берегу Днепра. Мост готовился принять на себя линию метро. И вот пришли специалисты по борьбе с блуждающими токами, на всех участках подземной трассы расставили приборы: одни между рельсами и чугунными тюбингами, другие на тяговых подстанциях, третьи должны были показать, попадают ли токи утечки на трубы и кабели, не разрушают ли их блуждающие токи трамвая.

Выделили поезд и трамвай с грузами, равными весу пассажиров в часы «пик». Однажды ночью поезд тронулся. Приборы рассказывали, куда могли: «уйти» токи, если бы не «мешала» изоляция, какие участки изолированы хорошо, а какие плохо.

Трамвай в это время ожидал команды на исходной позиции: блуждающие токи от обоих источников

Нужно было изучать раздельно. Дана команда: «Пуск!» Под землей включили около 40 вольтметров и амперметров. Трамвай побежал от площади Тол - стою до парка Героев.

А в это время инженеры подключили самопишущие приборы к городским трубам и кабелям, чтобы зарегистрировать любое, самое незначительное, влияние токов метро. Круглое тело подземного тоннеля снаружи, словно еж, ощетинилось тонкими иглами. От них тянулись провода внутрь. Это в разных местах установили изготовленные специально для этого случая приборы, которые позволяли «дегустировать» сопротивление грунта и ток утечки за обшивкой метро.

Приборы показали: за пределами чугунных тюбингов никаких блуждающих токов нет. Вот, пожалуй, и все об одной из работ, связанной с блуждающими токами. 1 Измерения, очень похожие на описанные, проводились на Балхашском медеплавильном заводе, когда искали причину повреждения плавильной ванны. Можно лишь добавить, что, такие работы никогда - нельзя считать полностью законченными. С тех пор,

Как голубые киевские поезда впервые понеслись по мосту-метро в Левобережье и Дарницу, прошло более десяти лет. На новых участках трассы уже нет чугунных тюбингов. Рельсы прокладывались в небольших углублениях. Как влияют друг на друга токи трамвая и метро на этих новых участках? Кто больше — трамваи или метро — разрушает здесь подземные трубы и кабели? Эти вопросы предстоит решить.

  • Читать все новости