Наконец, третий — вещества, которые способствуют образованию в бетоне новых нерастворимых соединений, а поскольку их объем значительно превышает пространство пор, бетон разрывается изнутри. Всех их удалось «одолеть» ученым и инженерам. Составлены даже таблицы веществ, относящихся к каждой из групп.

Коррозия бетона коренным образом отличается от коррозии металла. Металлы настолько плотны, что никакая жидкость не может проникнуть в их толщу, поэтому все коррозионные процессы у них происходят на поверхности. Бетон — капиллярно-пористое тело, поэтому агрессивная жидкость, попадающая на его поверхность, проникает в глубь материала. Борьба между бетоном и агрессивной средой разгорается на площади, в несколько раз превышающей внешнюю поверхность сооружения. Результаты этой борьбы не всегда благоприятны для конструкции. Над ней нависает угроза потери прочностных свойств гораздо быстрее, чем если бы разрушение происходило только на поверхности.

Выщелачивание называют «белой смертью» бетона. Внешне оно проявляется в белых натеках в местах выхода из бетона фильтрующей воды. Выщелачивание особенно опасно для конструкций, находящихся все время под напором воды,— резервуаров, плотин, подземных линий метрополитенов.

Сегодня железобетон успешно вытесняет чугунные тюбинги из тоннелей метрополитенов во всех странах. Использование сборных железобетонных обделок тоннелей метро в Лондоне снизило стоимость строительства почти на 50 процентов по сравнению с чугунной облицовкой. Есть участки с железобетонными тюбингами в Московском и Киевском метрополитенах. Подсчитано, что если концентрация извести в фильтрующей воде будет не более 0,25 грамма на каждый литр, а скорость воды — 10“9 сантиметров в секунду, то тюбинг толщиной 450 миллиметров простоит около 200 лет — ровно столько, на сколько сегодня рассчитывают основные конструкции метрополитена.

  • Читать все новости