Тигельная металлизация существенно отличается от электродуговой или газовой по методу плавления и распыления металла. В данном случае места плавления и распыления металла разделены.

Металл плавится в тигле и в расплавленном состоянии подается в форсунку. Распыление осуществляется горячим сжатым воздухом или другим газом. Вытекая из центрального канала, расплавленный металл попадает в зону действия концентрической воздушной струи. Под ее воздействием жидкий металл «сдувается» с поверхности струйки, вытекающей из центрального канала. Сорванные потоком сжатого воздуха тончайшие «слои» расплавленного металла разрываются им на брызги тем более мелкие, чем тоньше эти «слои». В свою очередь, толщина «слоев» зависит от жидкотекучести металла в момент распыления. Рисунок.

Картинка

Схема пылеобразования при тигельной металлизации: а — при наличии штабика; б — при повышенной турбулентности потока; 1 — сопло для металла; 2 — воздушное сопло; 8 — штабик

Из сопла для металла (рисунок, а) постоянно выступает «штабик», длина которого зависит от конструкции сопла. При повышенной турбулентности струи «штабик» расплавленного металла может вообще исчезнуть, так как в центральной части кольцевого воздушного потока возможен подсос расплавленного металла по направлению от центра к периферии (рис. 7, б). При таком процессе распыления получаются частицы, имеющие разнообразные размеры. Более качественные результаты получаются при наличии «штабика». Для стимулирования его появления целесообразно видоизменить конструкцию сопла для металла так, как указано на рис. 8, а и б. Различие между старой (рис. 8, а) и новой (рис. 8, б) конструкциями металлического сопла заключается в предельно малой толщине стенки. В этом случае достигается максимальное сближение металлической и воздушной струй в месте выхода их из сопла и облегчается процесс распыления, что позволяет уменьшить удельный расход сжатого воздуха. Так как сжатый воздух, производящий распыление, находится внутри форсунки в непосредственной близости от расплавленного металла и отделяется от него тонкой стенкой, то приходится его подогревать, чтобы избежать замораживания металла в форсунке.

Поскольку сжатый воздух имеет температуру более высокую, чем температура плавления металла, частицы металла в момент достижения поверхности металлизируемой детали находятся в жидком состоянии. Во время полета частицы покрываются снаружи тонким слоем окислов, а так как у многих металлов температура их плавления выше, чем температура плавления самого металла, то каждая частица представляет собой как бы шарик жидкого металла, находящийся в твердой скорлупке из окислов.

При ударе о поверхность детали эта скорлупка ломается и находящийся внутри жидкий металл расплескивается по поверхности.

Страницы раздела:

  • Читать все новости