Метки: Цвет.мет.
Антифрикционные цинковые сплавы Антифрикционные цинковые <a href=сплавы" title="Антифрикционные цинковые сплавы" align="left" width="200" height="131" class=""/>

Антифрикционные сплавы относятся к той же системе Zn – Al – Cu, что и литейные сплавы, но с более высоким содержанием легирующих добавок. В настоящее время применяют две марки сплавов: ЦА9М1,5 и ЦА10М5. Химический состав и свойства антифрикционных сплавов регламентируются ГОСТ 21437–95 (табл. 48).

Сплавы применяют как в литом, так и в деформированном состоянии. В первом случае к марке сплава добавляется буква Л, например ЦА10М5Л.

Антифрикционные сплавы имеют малый интервал кристаллизации (15–20 °С), что позволяет получать из них плотные отливки. Линейная усадка такая же низкая, как и у литейных сплавов (1,0–1,2 %). При кристаллизации сплавы склонны к образованию большой зоны столбчатых кристаллов, и, следовательно, велика опасность образования горячих трещин.

Таблица 47

Области применения цинковых литейных сплавов

 

Марка сплава           Характерные свойства                 Область применения

ZnA14A

Хорошая жидкотекучесть, повышенная коррозионная стойкость, стабильность размеров

В автомобильной, тракторной, электротехнической и других отраслях промышленности для отливки деталей приборов, требующих стабильности размеров

ЦА4о

Хорошая жидкотекучесть, хорошая коррозионная стойкость, стабильность размеров

ЦА4

Как для марки ЦА4о, но с меньшей коррозионной стойкостью

ZnA14Cu1A

Хорошая жидкотекучесть, повышенная коррозионная стойкость, почти полная стабильность размеров при естественном старении

В автомобильной, тракторной, электротехнической и других отраслях промышленности для отливки корпусных, арматурных, декоративных деталей, не требующих повышенной точности

ЦА4М1о

Хорошая жидкотекучесть, повышенная коррозионная стойкость, почти полная стабильность размеров при естественном старении

ЦА4М1

Как для марки ЦА4М1о, но с меньшей устойчивостью размеров

В автомобильной, тракторной, электротехнической и других отраслях промышленности для отливки корпусных, арматурных, декоративных деталей, не требующих повышенной точности

ЦА4М1в

По технологическим и эксплуатационным свойствам уступает предыдущим маркам сплавов этой группы

В различных отраслях промышленности для литья не ответственных деталей

ZnAl4Cu3A

Хорошая жидкотекучесть, высокая прочность, хорошая коррозионная стойкость, изменяемость размеров до 0,5 %

В автомобильной и других отраслях промышленности для изготовления деталей, требующих повышенной точности

ЦА4М3о

Хорошая жидкотекучесть, высокая прочность, хорошая коррозионная стойкость, изменяемость размеров до 0,5 %

ЦА4М3

Как для марки ЦА4М3о, но с пониженной коррозионной стойкостью

Окончание табл. 47

 

Марка сплава           Характерные свойства                 Область применения

ЦА30М5

Предназначены для замены стандартного антифрикционного сплава ЦАМ10–5, значительно превосходят его по механическим свойствам и износостойкости

Вкладыши подшипников, втулки балансированной подвески, червячные шестерни, сепараторы подшипников качения

ЦА8М1

Как для марки ЦА4М1, но с более      В автомобильной, тракторвысокими прочностными свойствами ной, электротехнической

и других отраслях промыш

ленности

Таблица 48

Химический состав и механические свойства антифрикционных цинковых сплавов по ГОСТ 21437–95

 

Марка

Хим. состав, мас. %

Механические свойства, не менее

Al

Cu

Mg

? примесей

?в, МПа

?, %

НВ

ЦА9М1,5Л ЦА10М5Л

Отличаясь высокими антифрикционными свойствами и достаточной прочностью при комнатной температуре, эти сплавы служат хорошими заменителями бронз при работе в узлах трения, работающих при давлениях на подшипники не более 19,6 МПа и окружной скорости до 30 м/с. Рабочие температуры подшипников не выше 80–100 °С. При более высоких температурах сплавы сильно размягчаются и намазываются на вал. У цинковых сплавов высокий коэффициент линейного расширения, что следует учитывать при установлении величины зазора в подшипнике. Наиболее широко цинковые антифрикционные сплавы применяются для изготовления подшипников металлообрабатывающих станков.

  • Читать все новости